Инклюзивное образование

Модель ПСО_page-0001

Описание Модели психологической службы муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» , «Колосок» п. Пинчуга.

Модель психологической службы муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» , «Колосок» п.Пинчуга предназначена для обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (оказание психологической помощи детям с ОВЗ, а также родителям (законным представителям), педагогам).

В психологическую службу МКДОУ входят: старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатели, инструктор по ФК, музыкальные руководители, медицинская сестра.

Модель психологической службы является инструментом, структурирующим форму и содержание образования в ДОУ. Нормативным основанием разработки модели являются:

Концепцией развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Минпросвещения России от 28.05.2022г., методическими рекомендациями по системе функционирования психологической службы в общеобразовательных организациях, утвержденными распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020г. № Р-193, а также организационно-функциональной моделью психологической службы в системе образования Красноярского края и планом мероприятий по развитию психологической службы в системе общего и профессионального образования на территории Красноярского края до 2025 года, а также в соответствии с планом мероприятий по развитию психологической службы в системе образования Богучанского района на 2022- 2025 годы. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого – педагогическом консилиуме образовательной организации; Распоряжение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; Нормативные правовые акты ДОУ: – Устав МКДОУ детский сад «Солнышко», «Колосок» п.Пинчуга

Модель психологической службы разработана в рамках основной образовательной программы ДОУ. Контроль за реализацией модели осуществляется заведующим ДОУ.

Цель: обеспечение психологического сопровождения образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление психического и психологического здоровья и развитие детей дошкольного возраста, а также профилактику его нарушения.

Задачи:

1. Разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность психологической службы в образовательной организации.

2. Реализовать план мероприятий для создания психологически комфортной среды ДОУ.

3. Создать условия для предоставления психолого-педагогической, методической, консультативной помощи родителям (законным представителям).

4. Развивать систему методического сопровождения с целью совершенствования профессиональной компетентности, профилактики эмоционального выгорания педагогов.

Аналитика имеющихся ресурсов и дефицитов ДОУ.

В 2023-2024 учебном году детский сад «Солнышко», «Колосок» п. Пинчуга посещают 98 детей: детей с ОВЗ нет.

Кадровый состав представлен старшим воспитателем, педагогом- психологом, учитель- логопед, учитель-дефектолог, 5 воспитателей, 2 музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

Специалисты:

Задачи:

Старший воспитатель

– координирует деятельность специалистов ДОУ;

– координирует деятельность специалистов ПМПК по разработке и реализации АООП

Учитель-логопед

– определяет уровень нарушения речевого развития, оформляет заключение;

– разрабатывает программы коррекционно-логопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической помощи;

– проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции речевых нарушений с детьми;

– проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ДОУ, родителями (законными представителями);

Педагог – психолог

– выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

– определяет направление, характер коррекционно- развивающей работы с детьми;

– проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ДОУ, родителями (законными представителями).

Учитель-дефектолог

– определяет уровень развития, оформляет заключение;

– разрабатывает программы коррекционно-развивающего обучения детей, нуждающихся в помощи;

– проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений с детьми;

– проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ДОУ, родителями (законными представителями);

Воспитатель

– организует развивающую среду в соответствии с необходимыми требованиями для всех участников образовательного процесса;

– создает и поддерживает эмоционально-комфортную среду в группе;

– применяет технологии обучения и воспитания, отвечающие задачам развития всех детей;

– проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ДОУ, родителями (законными представителями);

– проводит обучающие семинары, мастер-классы с родителями.

Инструктор по ФК

– проводит физкультурно-образовательную работу;

– реализует программы дополнительного образования для детей с ОВЗ.

Музыкальный руководитель

– проводит работу, направленную на реализацию задач эстетического воспитания;

– реализует программу дополнительного образования для детей с ОВЗ .

Дефициты: методического современного, интерактивного инструментария для диагностической, профилактической и коррекционно- развивающей работы.

Образовательный процесс в ДОУ осуществляется на основе реализации основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детский сад «Солнышко», «Колосок». Для проведения психолого-педагогической оценки развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов создания специальных условий через реализацию общеразвивающей и адаптированной образовательных программ, а также оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку, динамики развития ребенка создан психолого-медико- педагогический консилиум (ПМПК).

Направления деятельности психолого-педагогической службы

Основные направления деятельности психолого-педагогической службы образовательного учреждения:

Эффективное обеспечение интеллектуального и нравственного развития личности с учетом возрастных, психологических и гендерных особенностей участников образовательного процесса, интеграция в образовательном пространстве.

Профилактика – целенаправленная систематическая деятельность по предупреждению возможных психологических проблем развития. Данная деятельность направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья воспитанников (может быть реализована в форме разработки развивающих программ для детей разных целевых групп; совместная работа всех членов психолого-педагогической службы).

Диагностика – изучение индивидуальных особенностей и познавательных способностей, обучающихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, в межличностных отношениях; выявление одаренных детей и др. (анкетирование, наблюдение, тестирование

Просвещение, повышение компетентности – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, повышение психологической культуры педагогов и родителей (беседы, семинары, выставки, подборки материала и прочее).

Консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в выявлении причин различных психологических проблем, их анализ и решение; оказание помощи в формировании новых установок и принятии собственных решений (индивидуальная и групповая работа).

Развитие и коррекция – деятельность, направленная на создание условий для повышения возможностей и решения конкретных проблем (индивидуальная, подгрупповая деятельность, обучающие встречи и прочее),

Адаптация – сопровождение семей в процессе консультативной и коррекционной работы с ними, конструирование адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество.

Содержание деятельности психологической службы:

  1. Сетевое взаимодействие – повышение качества дошкольного образования через доступность и открытость работы ресурсных центров и ДОУ, входящих в сеть.

Повышение квалификации педагогов – целенаправленная деятельность педагогов по овладению новыми для них педагогическими ценностями.

Обмен опытом – деятельность, посредством которой происходит обмен информацией, навыками и знаниями.

Обобщение и тиражирование опыта – процесс анализа, обобщения и систематизации опыта в определенной области деятельности.

Разработка индивидуального образовательного маршрута специалистов – комплекс методик профессионального самосовершенствования педагога, разрабатываемый педагогом индивидуально с учетом особенностей его профессиональной деятельности, личностных характеристик, решаемых задач и поставленных целей при непрерывном методическом содействии и сопровождении.

  1. Адресная психологическая помощь

Целевые группы, нуждающиеся в адресной психолого-педагогической помощи:

Нормотипичные дети – дети, не имеющие патологий развития и проблем с интеллектом.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф.

Дети, испытывающие трудности в обучении – дети с нарушениями психического развития, обусловленными задержкой или расстройством психического развития.

Одаренные дети – дети, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Дети с девиантным поведением – дети с совокупностью действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом.

Родители (законные представители)

Педагоги.

Семьи СВО.

3. Экстренная помощь – это совокупность мер общечеловеческой поддержки и практической помощи ближним, которые испытывают страдания и нужду, она направлена на всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, родители (законные представители), педагоги, администрация).

Формы работы психологической службы:

индивидуальные (диагностика детей; анкетирование родителей (законных представителей), педагогов; консультирование родителей (законных представителей), педагогов; коррекционно-развивающие занятия, посещения семьи);

групповые (диагностика детей; коррекционно-развивающие занятия; события; деловые игры; педсоветы; семинары; конференции; родительские собрания; круглые столы; мастер-классы; детско-родительские встречи; день открытых дверей; праздники);

наглядно-информационные (информационные уголки для родителей, памятки, буклеты; сайт ДОУ, личные сайты педагогов);

дистанционные (через мессенджеры, электронную почту родителей (законных представителей).

Психолого-педагогическая служба МКДОУ детский сад «Солнышко» , «Колосок» п.Пинчуга опирается в своем развитии на ряд важных принципов:

1. Принцип обеспечения единства деятельности.

2. Принцип защиты прав и интересов ребёнка.

3. Принцип профессионализма.

4. Принцип соответствия нормативно-правовым требованиям.

5. Принцип результативности.

Структурно-функциональный компонент.

Психологическая служба в МКДОУ детский сад «Солнышко», «Колосок» п.Пинчуга предназначена для оказания квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи и социально психологической адаптации детям, родителям (законным представителям) и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. Психологическая служба МКДОУ детский сад «Солнышко» представляет организованную структуру.

Структура Психологической службы МКДОУ детский сад «Солнышко», «Колосок» п.Пинчуга

Структурные компоненты

Функции

Администрация ДОУ

Осуществляет общее управление развития ПС ДОУ

Консультационный пункт: педагог-психолог, учитель- логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель- дефектолог.

– Оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей по вопросам образования и воспитания детей.

– создание условий, направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в области образования и воспитания детей.

Психолого-педагогический консилиум (ППк): специалисты сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель- дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель)

– Решает проблемы, связанные со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам);

– решает задачи комплексного взаимодействия специалистов для составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника.

Определяет направления коррекционно-развивающей работы с ребѐнком.

разрабатывает рекомендации по деятельности в ПС ДОУ.

Направляет ребѐнка на ТПМПК при возникновении трудностей диагностики, при отсутствии положительной динамики в процессе коррекционно-развивающего сопровождения с целью реализации рекомендаций.

Педагогический совет: педагоги ДОУ

Определяет направления методической, инновационной, образовательной, коррекционно-развивающей деятельности ПС ДОУ. − Согласовывает проекты программ, локально-нормативные акты по деятельности ПС ДОУ.

Направляет предложения по деятельности в ПС ДОУ.

Межведомственное взаимодействие

В целях создания комплекса психологического сопровождения, способствующего успешной социализации детей в обществе, детским садом осуществляется взаимодействие с организациями и учреждениями других ведомств.

Наименование

Форма сотрудничества

МКДОУ детский сад «Колосок», «Солнышко»

Проведение методических объединений, консультации, методические встречи, обмен опытом

ТПМПк

Проведение ПМПК

Пинчугская общеобразовательная школа

Семинары, консультации для воспитателей , экскурсии для детей, развлечения.

Дополнительное образование

Художественно-эстетическое, познавательное, речевое, техническое, физкультурно-спортивное развитие воспитанников; получение независимой оценки о развитии воспитанников.

Детская школа искусств

Посещение кружков.

Пинчугская врачебная амбулатория

Проведение медицинского обследования, консультирование по вопросам заболеваемости и профилактики.

Поселковая библиотека

Экскурсии, беседы, праздники, викторины, театрализованные постановки, просмотр мультфильмов, выставки детского творчества.

СДК «Сибирь»

Беседы, праздники, викторины, театрализованные постановки, просмотр мультфильмов, выставки детского творчества.

Маршрут сопровождения обратившегося в ПС ДОУ:

1. Запрос со стороны родителей (законных представителей), педагогов, администрации.

2. Уточнение запроса через беседу, анкетирование.

3. Диагностика, согласно выявленной проблемы (изучение особенностей личности, дифференциация нормы и патологии развития, сбор информации о ребѐнке).

4. Определение целевой группы детей.

5. Принятие решений по дальнейшему сопровождению.

6. Анализ полученных результатов (формирование психологической гипотезы относительно причин и характера проблемы).

7. ППк или направление на ТПМПК, с целью определения «статуса» ребенка. 8. Разработка рекомендаций.

9. Организация адресной помощи (коррекционно-развивающая работа, консультирование педагогов и родителей (законных представителей), просвещение участников образовательного процесса, мониторинг).

10. Мониторинг (отслеживание) реализации запроса.

11. Корректировка дальнейшего сопровождения (при необходимости).

Содержательно-технологический компонент модели психолого – педагогической службы состоит из 4 модулей:

1 модуль

проектирование безопасной образовательной среды включает в себя:

  • организация безопасного психологически комфортного образовательного пространства;

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

  • обеспечение доступного информационного поля.

2 модуль

создание психолого-педагогических и методических условий реализации основных и дополнительных программ;

– обеспечение эффективного взаимодействия членов психологической службы;

– психолого-педагогическое сопровождение образовательных и коррекционных программ;

– развитие способностей воспитанников с учётом их потребностей и возможностей

3 модуль

оказание психолого-педагогической помощи всем целевым группам

– повышение социально-психологической компетентности;

– обеспечение непрерывности систематического сопровождения воспитанников разных категорий;

– адресное решение проблемных ситуаций разных категорий (ПМПк);

– организацию консультативной поддержки, информационного сопровождения.

4 модуль

активизация административного ресурса;

– разработка нормативно-правовой базы модели;

– распределение функциональных обязанностей специалистов;

– повышение профессиональной компетентности специалистов, реализация ИОМ;

– материально-техническое обеспечение;

– организация межведомственного взаимодействия; – активное участие семьи в непрерывном психолого-педагогическом сопровождении и образовательном процессе

Оценочно-результативный компонент модели ПС

Цель: оценка деятельности психологической службы в ДОУ; диагностические и мониторинговые мероприятия.

Диагностическое направление

– Составление заключений и разработка рекомендаций для успешной социализации и развития ребенка в условиях ДОУ;

– Выявление детей, нуждающихся в дополнительном психолого – педагогическом сопровождении;

Развивающее направление

– снижение эмоциональной напряженности, тревожности, агрессивности

-формирование умения управлять своими эмоциями и поведением;

– развитие коммуникативных навыков;

– стабилизация психо – эмоционального состояния;

– повышение уровня развития познавательных процессов;

– обеспечение психологической готовности к школьному обучению.

Консультативное направление:

-привлечение к психолого – педагогическому процессу педагогов, узких специалистов МКДОУ детский сад «Солнышко», а также родителей;

– гармонизация детского – родительских отношений в семье, повышение уровня родительской компетентности.

– повышение педагогической компетентности педагогов

Профилактическое и просветительское направление

– повышение психологической компетентности педагогов;

-профилактика отклоняющегося поведения и личностных нарушений у воспитанников;

– профилактика эмоционального выгорания педагогов;

– нормализация психологического климата в ДОУ

Комментирование запрещено