Описание Модели психологической службы муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» , «Колосок» п. Пинчуга.
Модель психологической службы муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» , «Колосок» п.Пинчуга предназначена для обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (оказание психологической помощи детям с ОВЗ, а также родителям (законным представителям), педагогам).
В психологическую службу МКДОУ входят: старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатели, инструктор по ФК, музыкальные руководители, медицинская сестра.
Модель психологической службы является инструментом, структурирующим форму и содержание образования в ДОУ. Нормативным основанием разработки модели являются:
Концепцией развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Минпросвещения России от 28.05.2022г., методическими рекомендациями по системе функционирования психологической службы в общеобразовательных организациях, утвержденными распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020г. № Р-193, а также организационно-функциональной моделью психологической службы в системе образования Красноярского края и планом мероприятий по развитию психологической службы в системе общего и профессионального образования на территории Красноярского края до 2025 года, а также в соответствии с планом мероприятий по развитию психологической службы в системе образования Богучанского района на 2022- 2025 годы. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого – педагогическом консилиуме образовательной организации; Распоряжение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; Нормативные правовые акты ДОУ: – Устав МКДОУ детский сад «Солнышко», «Колосок» п.Пинчуга
Модель психологической службы разработана в рамках основной образовательной программы ДОУ. Контроль за реализацией модели осуществляется заведующим ДОУ.
Цель: обеспечение психологического сопровождения образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление психического и психологического здоровья и развитие детей дошкольного возраста, а также профилактику его нарушения.
Задачи:
1. Разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность психологической службы в образовательной организации.
2. Реализовать план мероприятий для создания психологически комфортной среды ДОУ.
3. Создать условия для предоставления психолого-педагогической, методической, консультативной помощи родителям (законным представителям).
4. Развивать систему методического сопровождения с целью совершенствования профессиональной компетентности, профилактики эмоционального выгорания педагогов.
Аналитика имеющихся ресурсов и дефицитов ДОУ.
В 2023-2024 учебном году детский сад «Солнышко», «Колосок» п. Пинчуга посещают 98 детей: детей с ОВЗ нет.
Кадровый состав представлен старшим воспитателем, педагогом- психологом, учитель- логопед, учитель-дефектолог, 5 воспитателей, 2 музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.
Специалисты:
Задачи:
Старший воспитатель
– координирует деятельность специалистов ДОУ;
– координирует деятельность специалистов ПМПК по разработке и реализации АООП
Учитель-логопед
– определяет уровень нарушения речевого развития, оформляет заключение;
– разрабатывает программы коррекционно-логопедического обучения детей, нуждающихся в логопедической помощи;
– проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции речевых нарушений с детьми;
– проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ДОУ, родителями (законными представителями);
Педагог – психолог
– выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
– определяет направление, характер коррекционно- развивающей работы с детьми;
– проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ДОУ, родителями (законными представителями).
Учитель-дефектолог
– определяет уровень развития, оформляет заключение;
– разрабатывает программы коррекционно-развивающего обучения детей, нуждающихся в помощи;
– проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений с детьми;
– проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ДОУ, родителями (законными представителями);
Воспитатель
– организует развивающую среду в соответствии с необходимыми требованиями для всех участников образовательного процесса;
– создает и поддерживает эмоционально-комфортную среду в группе;
– применяет технологии обучения и воспитания, отвечающие задачам развития всех детей;
– проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами ДОУ, родителями (законными представителями);
– проводит обучающие семинары, мастер-классы с родителями.
Инструктор по ФК
– проводит физкультурно-образовательную работу;
– реализует программы дополнительного образования для детей с ОВЗ.
Музыкальный руководитель
– проводит работу, направленную на реализацию задач эстетического воспитания;
– реализует программу дополнительного образования для детей с ОВЗ .
Дефициты: методического современного, интерактивного инструментария для диагностической, профилактической и коррекционно- развивающей работы.
Образовательный процесс в ДОУ осуществляется на основе реализации основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детский сад «Солнышко», «Колосок». Для проведения психолого-педагогической оценки развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов создания специальных условий через реализацию общеразвивающей и адаптированной образовательных программ, а также оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку, динамики развития ребенка создан психолого-медико- педагогический консилиум (ПМПК).
Направления деятельности психолого-педагогической службы
Основные направления деятельности психолого-педагогической службы образовательного учреждения:
Эффективное обеспечение интеллектуального и нравственного развития личности с учетом возрастных, психологических и гендерных особенностей участников образовательного процесса, интеграция в образовательном пространстве.
Профилактика – целенаправленная систематическая деятельность по предупреждению возможных психологических проблем развития. Данная деятельность направлена на сохранение, укрепление и развитие психического здоровья воспитанников (может быть реализована в форме разработки развивающих программ для детей разных целевых групп; совместная работа всех членов психолого-педагогической службы).
Диагностика – изучение индивидуальных особенностей и познавательных способностей, обучающихся с целью выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии, в межличностных отношениях; выявление одаренных детей и др. (анкетирование, наблюдение, тестирование
Просвещение, повышение компетентности – формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, повышение психологической культуры педагогов и родителей (беседы, семинары, выставки, подборки материала и прочее).
Консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в выявлении причин различных психологических проблем, их анализ и решение; оказание помощи в формировании новых установок и принятии собственных решений (индивидуальная и групповая работа).
Развитие и коррекция – деятельность, направленная на создание условий для повышения возможностей и решения конкретных проблем (индивидуальная, подгрупповая деятельность, обучающие встречи и прочее),
Адаптация – сопровождение семей в процессе консультативной и коррекционной работы с ними, конструирование адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество.
Содержание деятельности психологической службы:
-
Сетевое взаимодействие – повышение качества дошкольного образования через доступность и открытость работы ресурсных центров и ДОУ, входящих в сеть.
• Повышение квалификации педагогов – целенаправленная деятельность педагогов по овладению новыми для них педагогическими ценностями.
• Обмен опытом – деятельность, посредством которой происходит обмен информацией, навыками и знаниями.
• Обобщение и тиражирование опыта – процесс анализа, обобщения и систематизации опыта в определенной области деятельности.
• Разработка индивидуального образовательного маршрута специалистов – комплекс методик профессионального самосовершенствования педагога, разрабатываемый педагогом индивидуально с учетом особенностей его профессиональной деятельности, личностных характеристик, решаемых задач и поставленных целей при непрерывном методическом содействии и сопровождении.
-
Адресная психологическая помощь
Целевые группы, нуждающиеся в адресной психолого-педагогической помощи:
– Нормотипичные дети – дети, не имеющие патологий развития и проблем с интеллектом.
– Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф.
– Дети, испытывающие трудности в обучении – дети с нарушениями психического развития, обусловленными задержкой или расстройством психического развития.
– Одаренные дети – дети, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
– Дети с девиантным поведением – дети с совокупностью действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом.
– Родители (законные представители)
– Педагоги.
– Семьи СВО.
3. Экстренная помощь – это совокупность мер общечеловеческой поддержки и практической помощи ближним, которые испытывают страдания и нужду, она направлена на всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, родители (законные представители), педагоги, администрация).
Формы работы психологической службы:
• индивидуальные (диагностика детей; анкетирование родителей (законных представителей), педагогов; консультирование родителей (законных представителей), педагогов; коррекционно-развивающие занятия, посещения семьи);
• групповые (диагностика детей; коррекционно-развивающие занятия; события; деловые игры; педсоветы; семинары; конференции; родительские собрания; круглые столы; мастер-классы; детско-родительские встречи; день открытых дверей; праздники);
• наглядно-информационные (информационные уголки для родителей, памятки, буклеты; сайт ДОУ, личные сайты педагогов);
• дистанционные (через мессенджеры, электронную почту родителей (законных представителей).
Психолого-педагогическая служба МКДОУ детский сад «Солнышко» , «Колосок» п.Пинчуга опирается в своем развитии на ряд важных принципов:
1. Принцип обеспечения единства деятельности.
2. Принцип защиты прав и интересов ребёнка.
3. Принцип профессионализма.
4. Принцип соответствия нормативно-правовым требованиям.
5. Принцип результативности.
Структурно-функциональный компонент.
Психологическая служба в МКДОУ детский сад «Солнышко», «Колосок» п.Пинчуга предназначена для оказания квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи и социально психологической адаптации детям, родителям (законным представителям) и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. Психологическая служба МКДОУ детский сад «Солнышко» представляет организованную структуру.
Структура Психологической службы МКДОУ детский сад «Солнышко», «Колосок» п.Пинчуга
Структурные компоненты |
Функции |
Администрация ДОУ |
Осуществляет общее управление развития ПС ДОУ |
Консультационный пункт: педагог-психолог, учитель- логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель- дефектолог. |
– Оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей по вопросам образования и воспитания детей. – создание условий, направленных на повышение компетентности родителей (законных представителей) в области образования и воспитания детей. |
Психолого-педагогический консилиум (ППк): специалисты сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель- дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) |
– Решает проблемы, связанные со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам); – решает задачи комплексного взаимодействия специалистов для составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника. − Определяет направления коррекционно-развивающей работы с ребѐнком. − разрабатывает рекомендации по деятельности в ПС ДОУ. − Направляет ребѐнка на ТПМПК при возникновении трудностей диагностики, при отсутствии положительной динамики в процессе коррекционно-развивающего сопровождения с целью реализации рекомендаций. |
Педагогический совет: педагоги ДОУ |
− Определяет направления методической, инновационной, образовательной, коррекционно-развивающей деятельности ПС ДОУ. − Согласовывает проекты программ, локально-нормативные акты по деятельности ПС ДОУ. − Направляет предложения по деятельности в ПС ДОУ. |
Межведомственное взаимодействие
В целях создания комплекса психологического сопровождения, способствующего успешной социализации детей в обществе, детским садом осуществляется взаимодействие с организациями и учреждениями других ведомств.
Наименование |
Форма сотрудничества |
Проведение методических объединений, консультации, методические встречи, обмен опытом |
|
ТПМПк |
Проведение ПМПК |
Пинчугская общеобразовательная школа |
Семинары, консультации для воспитателей , экскурсии для детей, развлечения. |
Дополнительное образование |
Художественно-эстетическое, познавательное, речевое, техническое, физкультурно-спортивное развитие воспитанников; получение независимой оценки о развитии воспитанников. |
Детская школа искусств |
Посещение кружков. |
Пинчугская врачебная амбулатория |
Проведение медицинского обследования, консультирование по вопросам заболеваемости и профилактики. |
Поселковая библиотека |
Экскурсии, беседы, праздники, викторины, театрализованные постановки, просмотр мультфильмов, выставки детского творчества. |
СДК «Сибирь» |
Беседы, праздники, викторины, театрализованные постановки, просмотр мультфильмов, выставки детского творчества. |
Маршрут сопровождения обратившегося в ПС ДОУ:
1. Запрос со стороны родителей (законных представителей), педагогов, администрации.
2. Уточнение запроса через беседу, анкетирование.
3. Диагностика, согласно выявленной проблемы (изучение особенностей личности, дифференциация нормы и патологии развития, сбор информации о ребѐнке).
4. Определение целевой группы детей.
5. Принятие решений по дальнейшему сопровождению.
6. Анализ полученных результатов (формирование психологической гипотезы относительно причин и характера проблемы).
7. ППк или направление на ТПМПК, с целью определения «статуса» ребенка. 8. Разработка рекомендаций.
9. Организация адресной помощи (коррекционно-развивающая работа, консультирование педагогов и родителей (законных представителей), просвещение участников образовательного процесса, мониторинг).
10. Мониторинг (отслеживание) реализации запроса.
11. Корректировка дальнейшего сопровождения (при необходимости).
Содержательно-технологический компонент модели психолого – педагогической службы состоит из 4 модулей:
1 модуль
– проектирование безопасной образовательной среды включает в себя:
-
организация безопасного психологически комфортного образовательного пространства;
-
сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
-
обеспечение доступного информационного поля.
2 модуль
– создание психолого-педагогических и методических условий реализации основных и дополнительных программ;
– обеспечение эффективного взаимодействия членов психологической службы;
– психолого-педагогическое сопровождение образовательных и коррекционных программ;
– развитие способностей воспитанников с учётом их потребностей и возможностей
3 модуль
– оказание психолого-педагогической помощи всем целевым группам
– повышение социально-психологической компетентности;
– обеспечение непрерывности систематического сопровождения воспитанников разных категорий;
– адресное решение проблемных ситуаций разных категорий (ПМПк);
– организацию консультативной поддержки, информационного сопровождения.
4 модуль
– активизация административного ресурса;
– разработка нормативно-правовой базы модели;
– распределение функциональных обязанностей специалистов;
– повышение профессиональной компетентности специалистов, реализация ИОМ;
– материально-техническое обеспечение;
– организация межведомственного взаимодействия; – активное участие семьи в непрерывном психолого-педагогическом сопровождении и образовательном процессе
Оценочно-результативный компонент модели ПС
Цель: оценка деятельности психологической службы в ДОУ; диагностические и мониторинговые мероприятия.
Диагностическое направление
– Составление заключений и разработка рекомендаций для успешной социализации и развития ребенка в условиях ДОУ;
– Выявление детей, нуждающихся в дополнительном психолого – педагогическом сопровождении;
Развивающее направление
– снижение эмоциональной напряженности, тревожности, агрессивности
-формирование умения управлять своими эмоциями и поведением;
– развитие коммуникативных навыков;
– стабилизация психо – эмоционального состояния;
– повышение уровня развития познавательных процессов;
– обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
Консультативное направление:
-привлечение к психолого – педагогическому процессу педагогов, узких специалистов МКДОУ детский сад «Солнышко», а также родителей;
– гармонизация детского – родительских отношений в семье, повышение уровня родительской компетентности.
– повышение педагогической компетентности педагогов
Профилактическое и просветительское направление
– повышение психологической компетентности педагогов;
-профилактика отклоняющегося поведения и личностных нарушений у воспитанников;
– профилактика эмоционального выгорания педагогов;
– нормализация психологического климата в ДОУ